Общий подход к выделению основных закономерностей обучения иностранным языкам.

Поскольку любое обучение предполагает усвоение знаний, навыков и умений, то результативность обучения зависит от учета особенностей усвоения. Как известно, процессы усвоения определяются возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, этапом обучения (уровнем обученности), видом формируемой деятельности, а также способами ее организации. Например, чем активнее и сознательнее действия ученика, тем они прочнее; чем нагляднее, тем успешнее. Речь идет о реализации дидактических принципов, среди которых особое значение имеют следующие: сознательность, систематичность, наглядность, последовательность, доступность, активность и индивидуальный подход в обучении. Характерно, что в истории методики доминирующее и специфическое использование таких принципов, как сознательность и наглядность, привело к созданию целостных общих методов (направлений) в обучении (ср. сознательно-сопоставительный и аудиовизуальный методы), а стремление последовательно осуществить индивидуальный подход в обучении — одна из причин создания программированного обучения.

Следовательно, зависимость обучения от процессов усвоения находит свое выражение прежде всего в том, что используются такие обучающие воздействия, которые опираются на определенные процессы усвоения, выделяемые в качестве наиболее существенных и доминирующих. Так, опора на сознательное усвоение справедливо противопоставляется опоре на бессознательное, механическое усвоение. И с этой точки зрения сознательность — один из ведущих принципов обучения в советской школе.

Однако следует иметь в виду, что способы реализации сознательности зависят от характера формируемой деятельности, от возрастных особенностей учащихся, от уровня обученности и т. п.

Сознательность, в частности, по-разному проявляется при обучении лексике и при обучении грамматике, при обучении чтению и при обучении устной речи, при обучении на начальном и продвинутом этапах. А это значит, что необходимо учитывать динамику в использовании этого принципа, его связи с другими принципами, и с этой точки зрения вряд ли целесообразно характеризовать в настоящее время общий метод обучения (в нашем понимании целостное методическое направление) на основе выделения одного какого-либо дидактического принципа.

Поскольку организация учебного материала (учебной информации) обусловлена планируемым результатом (целью), то она в значительной мере предопределяет организацию учебной деятельности.

Закономерная соотнесенность языка, речи и речевой деятельности, взаимосвязь единиц знаковой системы языка и их взаимодействие в речи, специфика каждого из видов речевой деятельности, соотнесенность двух языковых систем в сознании учащихся, а также обусловленность педагогического процесса содержанием учебного материала, наличие разных типов взаимодействия между учителем и учащимися, осуществление образования и воспитания в процессе обучения, реализация управляемого характера обучения с помощью обратной связи и поэтапного формирования предметных и умственных действий — все это обусловливает значимость способов организации учебного материала в целях задания, соответствующего целям управляемого педагогического процесса.

Эта закономерность определяет главным образом содержание и структуру учебного материала, а соответственно, и все остальные элементы системы.

Следует заметить, что эта группа методических закономерностей может быть отнесена и к другим учебным предметам. Однако применительно к каждому учебному предмету эти закономерные связи имеют некоторую специфику, как бы свое особое преломление. Так, дидактические принципы находят во всех учебных предметах свои конкретные формы реализации, соотношение образовательных и воспитательных целей, с одной стороны, и практических — с другой, также раскрывается в них по-разному (ср. группу учебных предметов — основ наук и учебных предметов, представляющих собой главным образом виды деятельности, основы искусств и г. п.). Будучи наиболее общими методическими закономерностями, они занимают соответственно верхний ярус в иерархии закономерных связей, проявляющихся в обучении иностранным языкам.

И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
потолочный вентилятор краснодар Прежде чем техника попадает в продажу, она проходит строгую проверку на соответствие общепринятым нормам. Это позволяет исключить поступление на прилавок нашего виртуального магазина некачественных изделий. Мы дорожим своей репутацией, поэтому делаем все возможное, чтобы представить вниманию потребителей исключительную продукцию от самых надежных и проверенных производителей.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard