Самостоятельная работа студентов.

Развивая умения, мы не всегда отдаем себе отчет в том, из каких элементов они складываются и в чем заключается система упражнений для развития устной речи, в частности, какова должна быть последовательность речевых упражнений, для того чтобы, например, научить студента пересказывать или рассказывать текст. Нам представляется, что для этого нужны, во-первых, целый ряд языковых упражнений — лексических, грамматических и фонетических, чтобы овладеть языковым материалом текста. Во-вторых, требуется ряд упражнений логического порядка и тренировка памяти для запоминания основной сюжетной линии и отдельных деталей текста. В-третьих, необходимы речевые упражнения, непосредственно подготавливающие пересказ (или рассказ), а именно перифраз и сокращение и расширение текста. . Выполнив весь этот комплекс упражнений, студент не будет испытывать затруднений в завершающем упражнении — пересказе текста.

Рассмотрим теперь эти упражнения с точки зрения того, могут ли они быть выполнены самостоятельно, и тем самым мы ответим и на вопрос, в какой мере устная речь может развиваться без участия преподавателя. Нам кажется, что даже поверхностный анализ перечисленных выше упражнений покажет, что не только можно, но и нужно, чтобы все эти упражнения выполнялись студентами самостоятельно, прежде чем он приступит к последнему упражнению — пересказу текста. Отсюда напрашивается и второй вывод: подготовительная работа, предваряющая аудиторную, требует большей затраты времени, чем работа в аудитории для достижения данного умения — пересказа.

В чем же будет заключаться работа в аудитории? Очевидно, прежде всего в том, чтобы научить студента выполнять все указанные упражнения. Когда же он этому выучится, то работа сведется к произнесению пересказа, к исправлению допущенных ошибок и к его анализу и оценке. Наконец, этот пересказ будет упражнением в слушании для других студентов. Если отбросить последнее, так как оно не имеет никакого отношения к развитию речи пересказывающего студента, то косвенно или непосредственно с развитием речи студента будут связаны произнесение пересказа, его исправление и анализ.

При самом произнесении пересказа студент почерпнет мало нового (это будет лишь повторением того, что было сделано дома, если не хуже из-за некоторого волнения), так как обычно считается, что не следует прерывать студента и исправлять его ошибки в процессе пересказа.

Если студент допустил много ошибок, то налицо недоработка и пользы от такого пересказа немного. Если ошибок мало, то их исправление будет способствовать улучшению речи студента, и то лишь в том случае, если за этим последуют соответствующие упражнения.

Если обратиться к рассказу, то и для него требуются все те же упражнения и еще некоторые другие, которые также студент должен выполнять самостоятельно.

Удельный вес аудиторной работы несколько повышается при развитии диалогической речи, однако и она может успешно развиваться только в том случае, если студент предварительно выполнил большую подготовительную работу дома. В частности, он должен подготовить содержание беседы и выучить необходимые речевые образцы, а также нужную лексику и грамматику.

Из сказанного становится ясным, что главная работа по развитию речи происходит в порядке самостоятельной работы, а не в аудитории и потому на самостоятельную работу должно быть отведено больше времени, чем на аудиторную.

Во многих видах самостоятельной работы техника может сыграть важную роль. Во-первых, при выполнении всевозможных фонетических упражнений; затем для упражнения в понимании речи на слух; в-третьих, для упражнения в репродуктивной монологической речи (магнитофон, кинофильмы); в-четвертых, для упражнений в орфографии (диктант под магнитофон) и в письменной речи — переложение после прослушания пленки; в-пятых, для лучшего усвоения грамматики — очень полезно было бы создать серию мультипликационных фильмов для изучения употребления предлогов, времен, а может быть, и лексической синонимики.

Таким образом техника может быть использована для развития почти всех сторон языковой деятельности. Однако использование техники должно разумно сочетаться с работой с книгой и работой преподавателя, которых никакая техника никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет заменить.

И. Рахманов

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Смотреть онлайн Удивительное путешествие доктора Дулиттла (2020) Ему составляют компанию лишь его экзотические животные, которые тоже очень обеспокоены состоянием своего любимого хозяина. Все меняется после того, как мужчине приходит письмо с просьбой вылечить принцессу. Кроме него никто не способен отыскать лекарство и поставить девушку на ноги.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard