Понятие оптимизации учебного процесса.

Преподаватель как организатор процесса обучения постоянно сталкивается с проблемой эффективности, которая зависит и от сложности задач, решаемых педагогом, и от содержания учебного процесса, и от темпа обучения, и от выбора педагогом методов, средств, форм обучения, и от степени самоорганизации студентов на учебном занятии. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным овладение механизмами научной организации труда. Одним из принципов НОТ является принцип оптимизации.

Термин «оптимизация» употребляется в двух значениях. В широком понимании это процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Узкое значение предполагает определение педагогического понятия.

С психологической точней зрения оптимизация — это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной учебно-воспитательной задачи, имеющий такой алгоритм: принятие; выбор вариантов решения от двух и более; осознание необходимости выбора в конкретных условиях; сокращение вариантов до двух; их сравнение и выбор наилучшего варианта; принятие оптимального варианта как единственного и внедрение его в практику.

Методологическую основу оптимизации составляют системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности.

Оптимизация обучения реализуется за счет следующих принципов: развивающего обучения, разумного сочетания методов обучения, разумной организации «детской жизни» (С. Т. Шацкий), интенсификации.

Оптимизация строится на личностном принятии преподавателем необходимости поиска наилучшего варианта; на изживании шаблона в педагогических действиях; на развитии самостоятельности и творческого подхода к делу.

Оптимизация обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития; зависимостью результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей студентов, от условий, в которых она протекает, от наилучшего сочетания всех элементов учебно-воспитательного процесса; взаимозависимостью процессов преподавания и учения, которая строится на комплексном использовании педагогом целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Оптимизация направлена на освобождение преподавателя и обучаемого от исправления дефектов обучения в виде дополнительных занятий, малоэффективных внеаудиторных занятий, опросов для накопления оценок к концу семестра, от периодических собеседований со слабоуспевающими студентами как контрольного мероприятия.

Оптимизация процесса обучения может быть достигнута при соблюдении единства деятельности преподавателя, т.е. преподавания, и деятельности студентов, т.е. учения. Поэтому нужно выделить педагогические условия и правила, возможные затруднения, сопровождающие этот процесс, а также процедуру оптимизации содержания учебного занятия. Разберем каждую из составляющих.

Педагогические условия оптимизации процесса обучения можно условно разделить на две группы. Первая касается подготовки преподавателя к организации самого процесса. Здесь следует выделить следующее:

  • анализ и оценку педагогом своих возможностей;
  • анализ и систематизацию преподавателем передового педагогического опыта;
  • самообразование педагога;
  • использование преподавателями при совместном обсуждении результатов оптимизации диалоговых форм (например, консилиумов, семинаров-практикумов, которые позволяют осуществить единый подход к студентам в учебно-воспитательной работе всех преподавателей, работающих в конкретной учебной группе; помогают выявить общие причины затруднений и перегрузок студентов; содействуют обмену опытом по внедрению в практику работы с конкретной учебной группой индивидуального подхода и дифференцированных заданий).

Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения на учебном занятии:

  • выбор оптимального варианта вида учебного занятия;
  • использование преподавателем дифференцированного подхода к студентам на основе учета их реальных учебных возможностей;
  • создание на учебном занятии атмосферы психологического комфорта;
  • продумывание способов педагогического стимулирования учебной деятельности студентов;
  • учет преподавателем санитарно-гигиенических требований проведения учебного занятия и оптимальной учебной нагрузки студентов;
  • рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью и оперативное регулирование и корректировка учебного процесса в рамках конкретного учебного занятия.

Данные условия выполнимы при соблюдении педагогом основных правил в процедуре оптимизации учебного занятия.

Н. Морева

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Можно сдать на металлолом чугунную ванну, холодильник, стиральную машину или плиту А) Узнайте, как правильно сдать ваш лом. Например, вы хотите сдать стиральную машину в металлолом. Вы должны знать о том, что перед сдачей с нее нужно будет снять противовес – он не представляет интереса для вторичной переработки.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard