Педагогический процесс (процесс формирования иноязычных знаний, навыков и умений).

Обобщение сделанных нами протокольных записей позволило прийти к следующим выводам.

1. Существует непосредственная и очень тесная связь между целями (конечными и промежуточными) и конкретными частными задачами обучения. Произвольное нарушение этих связей приводит к замедлению течения педагогического процесса, к его отклонению от заданного пути.

2. Существует неразрывная связь между целями, способами организации материала и непосредственной деятельностью учителя и учащихся.

3. Внутри этих деятельностей можно вычленить конкретные действия и соотнести их друг с другом.

4. В огрубленном виде действия учителя можно свести к постановке задачи и предъявлению образцов действий с иноязычным учебным материалом и выделению в них существенных признаков (ориентиров) или к организации их поиска самими учащимися, к организации усвоения этих образцов действий, к контролю за их исполнением, к организации разнообразного применения этих действий в основных видах речевой деятельности.

В не менее упрощенном виде деятельность учащегося может быть сведена к ознакомлению с задачей и образцом действия, осознанию существенных ориентиров образца (или их самостоятельному поиску), к воспроизведению и запечатлению этого образца действия, к осуществлению действий по аналогии с образцом (с постепенным убыванием непосредственной опоры на образец), к применению этих действий (в сочетании с другими) в речевой деятельности и к сличению своих действий с образцом.

5. Развертывание педагогического процесса обусловлено динамикой действий учителя и учащихся, их постоянным усложнением и развитием. Эта динамика обеспечивается иерархией целей и задач обучения, изменением уровней организации материала, постоянным чередованием функциональных типов упражнений, в основе которого лежит корреляция между действиями учителя и учащихся, и, в конечном итоге, поэтапным характером всего обучения в целом.

Динамический характер педагогического процесса проявляется, в частности, в том, что действия последовательно охватывают разные аспекты единиц материала (например, звуковой, а затем графический образ слова, грамматические механизмы сочетания слов и т. п.), что они осуществляются на все укрупняющихся единицах материала (слово, фраза, текст, тема) и в разных видах речевой деятельности (диалогической речи, чтении, аудировании, письменной речи), а через них к реализации конечной цели — овладению монологической речью.

6. Характерно, что при установке на практические цели обучение даже самым элементарным единицам материала (слову, словосочетаниям) и соотносящимся с ними действиям реализации с неизбежностью должно иметь выход в собственно речевую деятельность. Наши протокольные записи позволили увидеть один из возможных вариантов такого пути, отражая сложные переплетения познавательной и коммуникативной деятельности учащихся и ее управляемость деятельностью учителя.

Протокольные записи показали, что организация усвоения начинается с организации чувственного восприятия, побуждения к абстрактному мышлению (осознание, осмысление) и далее к организации практики, которая при обучении иностранным языкам распадается на два (по меньшей мере) относительно самостоятельных этапа: а) запечатление (овладение единицей материала и действиями оформления и оперирования), выработка автоматизмов в использовании отдельных действий, а также овладение образцами более сложных действий в разных видах речевой деятельности, б) организация деятельности по их комбинированию, характеризующей собственно присвоение, т. е. как бы достижение заданного уровня формирования личного опыта учащихся, формирование способности осуществлять деятельность на практике.

И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard