Самостоятельная работа студентов.

Для практического владения языком значительно важнее знать большое количество свободных словосочетаний и управление слов, а также, конечно, и расширять уже накопленный словарный запас, в том числе и фразеологию. Основным недостатком речи студентов является бедный активный словарь, а речь ошибочна не только из-за недостаточных навыков в области грамматики, но и главным образом из-за недостаточного знания словосочетаний и правил управления. Между тем, как раз именно эти сведения не всегда имеются в словарях, их часто можно заимствовать только непосредственно из читаемых книг. Приведем примеры:

L. Feuchtwanger — gut gespieltes Mitgefhl, eine wste Geschichte, ein genauer Herr, eine hohe Bezahlung, den Traumen entsagen, ein eherner Entschluss, eine Mitgliedersperre verfgen, Gemeinheiten gegen den Hans heimzahlen; der Stock, an dem sie zu gehen pflegte и т.д.

H. Mann — die Richtigkeit nachprfen, ein Rolladen ging nieder, 2 Treppen tiefer, ein leeres Gelchter (aus Demut); sich in seinen Mantel stzzen; vor dem Haustor lag schon die Kette и т.д.

При анализе этих примеров из произведений Л. Фейхтвангера и Г. Манна легко обнаружить, что в них нет ничего индивидуального, — они отражают устоявшиеся объективные нормы языка, но как раз именно их и надо прежде всего усвоить, имея в виду активное овладение языком.

Чем большим количеством обычных свободных словосочетаний студент овладеет, тем правильнее и богаче будет его речь.

Из всего сказанного ясно, что в самих книгах следует отмечать различные стилистические средства, с помощью которых выражены мысли автора,—этого нельзя выписать, так как здесь важен общий большой контекст, а переписывать целые страницы текста вряд ли возможно и целесообразно. Выписывать же из книг следует употребление слов (их значение можно всегда найти в большом словаре) и их управление. Иными словами, нужно завести свой индивидуальный словарик и заносить в него все то, что отсутствует в обычном словаре и что необходимо для активного пользования языком.

Для записи необходимых сведений проще всего завести карточку. Такая карточка будет выглядеть примерно следующим образом:

genau — ein genauer Herr.

ehern — ein eherner Entschluss.

Mitgliedevsperre — eine Mitgliedersperre verfgen.

Из данного примера видно, что в карточку заносятся только менее обычные для данного слова сочетания и потому на них будет особенно фиксироваться внимание студента.

К своему словарю следует обращаться при подготовке к выступлению, всемерно стремясь к активизации словаря.

Возникает вопрос, как поступать с неологизмами, которые еще не вошли в словари? Надо строго различать языковые неологизмы и неологизмы стилистические, в которых проявляется индивидуальное творчество автора. Языковые неологизмы полезно заносить в свой словарик, в особенности, если они отражают новые тенденции в языке. Так, например, слово Trabant или 'спутник' интересно только по содержанию, но не с точки зрения словообразования — словообразовательная модель здесь не представляет интереса. Между тем, слова типа enttrmmern или bespielen (eine Platte) интересны с точки зрения возможности образования подобных -слов по аналогии.

Стилистические неологизмы выписывать не следует, ибо, оторванные от контекста, они теряют свой смысл.

Так, например, неологизмы Г. Гейне, Г. Манна, Б. Келлермана: durnmklug, Apfeltrtchenton, heiterernst, Mrchenkrte, Speisekapelle студент никогда не будет употреблять в речи и потому нет смысла их выписывать, если преследовать чисто практические цели. Они, однако, представляют большой интерес для филолога, специально изучающего творчество данного писателя.

И. Рахманов

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
За малые деньги детские батуты по выгодным ценам.   На выгодных условиях насосы для отопления по низкой цене.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard