Методика обучения иностранным языкам. Приемы обучения аудированию.

Для того чтобы внимание учащихся было направлено на содержание, понимание речи должно быть не самоцелью, а только средством для достижения этой цели. Установка на понимание смысла вытекает из настоятельной необходимости в общении. Отсюда и основные различия между ориентировочными и тренировочными упражнениями в этом звене: в первом случае цель связана с формированием самой аудитивной деятельности, во втором — выходит за ее пределы.

Задачи ориентировочных упражнений могут быть связаны со смысловым или структурным анализом текста, его перекодированием, предугадыванием развития сюжета и др.

Задания, связанные с выработкой собственной программы действий, направленных на смысловой анализ СФЕ и связного текста:

1. Прослушать сообщение и выделить смысловые опорные пункты.

2. Указать на характер сцепления между суждениями.

3. Выявить основные и дополнительные смысловые связи.

4. Исключить неадекватную смысловую связь.

5. Сформулировать, в чем состоит основной смысл текста.

6. Показать, какова конкретная реализация общего смысла в данном тексте.

Задания, связанные с обучением перекодированию:

1. Прослушать сообщение и расчленить его на законченные смысловые отрезки.

2. Суммировать содержание полученных отрезков в виде плана, заглавий к каждому отрезку, вопросов.

3. Заменить содержание прослушанного словом или представлением, например: прослушать рассказ и несколькими словами передать его содержание; подобрать к нему подходящие иллюстрации; прослушать описание, мысленно представить себе то, о чем идет речь, описать его на родном языке или нарисовать.

4. Классифицировать ситуации на основе различных критериев, например: прослушать ряд ситуаций, выделить сходные, выбрать неправдоподобные, нелогичные, несовременные, не подходящие к остальным по тематике и др.

Задания, связанные с обучением прогнозированию:

1. Высказать предположение о возможном содержании текста по заглавию на основе экспозиции.

2. Прослушать часть эпизода (прослушать часть текста) и высказать предположение о возможном завершении.

3. Прослушать часть эпизода или рассказа и выбрать вариант окончания из нескольких предложенных.

4. На основании прослушанного текста высказать предположения о дальнейшей судьбе его героев.

5. Высказать предположение о возможной структуре текста.

6. Прослушать текст, содержащий незнакомые слова, и постараться понять его.

7. Установить значения новых слов, употребленных в рассказе.

Переход к тренировочным упражнениям знаменуется формированием мотивации, лежащей за пределами овладения аудитивными умениями, выходом в другие виды деятельности. Связь аудирования с другими видами деятельности может быть осуществлена с помощью учебно-речевой ситуации (УРС). Ситуацией определяется уровень интереса к сообщению, направленность внимания на определенные аспекты сообщения — целевую установку и потребность в речевом общении. УРС призвана актуализировать постоянную аперцепцию и формировать временную. На основе УРС может происходить выраженная во внешней речи ориентировка в условиях задачи, решению которой должен способствовать прослушиваемый текст, выявление пробелов в имеющейся информации, вычленение коммуникативной задачи.

Коммуникативная ситуация для восприятия речи — это ситуация потребности. Отличие УРС от обычного задания: «Прослушай и выбери такой-то материал», «Ответь на вопросы», «Поставь вопросы» и др. — состоит в том, что задача вытекает из какой-то более общей задачи, которую решает ученик, и поэтому является необходимым звеном, без которого невозможно эту важную для него задачу решить. Это как бы задача в задаче. По сути, речь идет о создании познавательной проблемной ситуации, получившей широкое распространение в последние годы в преподавании всех предметов.

М. Вайсбурд

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard