Коммуникативная направленность упражнений и их ситуативность.

В задачу грамматических упражнений входит создание необходимой связи между грамматическими средствами и речевой ситуацией. Коммуникативность и ситуативность упражнений следует считать общим требованием для грамматических упражнений и стремиться придерживаться этого требования по возможности с начала тренировки.

Сравнивая понятия «коммуникативность» и «ситуативность», мы полагаем, что первое имеет в виду назначение упражнений и их содержание (служить цели общения и строиться на жизненных фразах, несущих коммуникативную нагрузку). Ситуативность упражнений — это средство для реализации коммуникативности.

Вопрос о коммуникативности упражнений трактуется не всегда одинаково.

Мы понимаем под коммуникативными упражнениями такие, которые воспроизводят реальные условия общения и служат для выражения собственных мыслей.

Вопрос о заданности языкового материала решается методистами по-разному. Одни исключают заданность языкового материала, другие подчеркивают необходимость одновременной автоматизации «языковых знаков».

Коммуникативность упражнений осуществляется, во-первых, путем соответствующих формулировок заданий, во-вторых, подбором фраз, которые могут быть использованы в реальной жизни, в-третьих, с помощью ситуаций, к рассмотрению которых мы и перейдем.

В настоящее время отказались от одностороннего увлечения вопросо-ответными упражнениями как единственным и основным видом коммуникативных упражнений. Речь собеседников гораздо более многообразна и богата различными оттенками, выражающими не только желание что-то узнать (вопрос), но и удивление, просьбу, возражение и т.п. Ясно, что вопрос далеко не единственный стимул для обмена мыслями.

В связи с этим на помощь приходит ситуация, которая помогает воссоздать все разнообразие смысловых оттенков высказывания. Ситуативные упражнения моделируют процесс естественной коммуникации и приближают урок к условиям реального общения.

«Речевой ситуацией можно назвать лишь такую ситуацию действительности, которая вызывает ту или иную языковую реакцию, то есть она предполагает наличие стимула для обмена мыслями, В этом смысле наглядность (картины, предметы) не всегда стимулирует речь, например простое изображение аудитории с предметами, находящимися в ней, еще не побуждает к говорению.

Использование ситуаций в учебном процессе включает по крайней мере два компонента: а) описание ситуации, б) задание, поставленное перед студентами (диалог, монолог, вопросы, устно, письменно и т.д.). Примеры ситуативных грамматических упражнений:

1. Расскажите, как вы проводите свой выходной день (настоящее время, глаголы с приставками).

2. Спросите своего товарища о том, как он предполагает провести летние каникулы (будущее время).

3. Ваш товарищ был летом в молодежном лагере. Спросите его о жизни в этом лагере (перфект).

4. Расскажите, что можно делать зимой в каникулы; любите ли вы путешествовать на автомобиле; шины бу зима - надо ли менять; что нужно делать сегодня после занятий; что вы хотите делать в выходной день (модальные глаголы).

5. Посмотрите на карту. Назовите важнейшие города и реки (употребление артикля с именами собственными).

6. Скажите, где летом лучше, в городе или в деревне, и почему (безличное и неопределенно-личное предложение).

Количество примеров можно было бы продолжить.

Как видно из приведенных примеров, большинство ситуаций опирается на жизненный опыт студентов. Помимо этого, ситуации могут быть созданы с помощью различных источников информации — картин, фильмов, рассказов и др.

Ситуативные упражнения создают благоприятные условия для непроизвольного запоминания языкового материала.

Ситуативные упражнения могут быть использованы в аудиторной, домашней и лабораторной работе (в последнем случае с ключами), они могут быть монологическими и диалогическими и выполняться в устной и письменной форме.

Обычно ситуативные упражнения связывают с развитием активной речи (активных грамматических навыков). Между тем, ситуативность не менее важна для восприятия грамматических структур при чтении и на слух, так как создает необходимую направленность мысли.

Н. Соколова

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
В детейлинг-центре Империя Автостекла оптимальное качество и цены на аквапринт деталей салона в Москве. | Ни одна распашная дверь не в состоянии работать без такого элемента, как петли для дверей.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard