Формирование и развитие рецептивных грамматических навыков и умений.

В случае отсутствия в родном языке аналогов грамматических явлений (например, категория перфектности, артикли, абсолютные обороты и т. п.) прием переводного раскрытия не может рассматриваться как достаточный. Здесь целесообразно сочетание приемов беспереводной и переводной семантизации. Так, при раскрытии значений конструкции «существительное в притяжательном падеже + герундий» из-за отсутствия аналога в русском языке следует описать отношения составляющих их элементов: в этой конструкции существительное в притяжательном падеже выражает действующее лицо или предмет, а герундий — действие, которое этот предмет совершает или испытывает на себе. Такое объяснение — основа для семантизации, хотя в силу неизбежной абстрактности описания не может обеспечить легкое усвоение грамматического явления. Необходимая предметность достигается указанием на соотнесенность компонентов описываемого явления с соответствующими компонентами русского языка: «Сочетанию существительного с суффиксом -'s (-s') с герундием в русском языке соответствует придаточное предложение, в котором существительное переводится подлежащим, а герундий — сказуемым».

Указание на соответствие в родном языке в этом случае выступает той промежуточной базой, которая способствует более легкому установлению непосредственной связи между иноязычной грамматической формой и ее значением. Необходимо специально подчеркнуть, что обучение пассивной грамматике ни в коем случае не следует отождествлять с обучением переводу. Перевод выступает здесь лишь в качестве промежуточного звена, и, как только установлена связь между иноязычной формой и выражаемым ею значением, он больше не нужен.

Сведения, описываемые в пассивной грамматике, представляют ту ориентировочную основу, которая выступает в качестве отправной при овладении направленными (рецептивными) грамматическими действиями и операциями. Для того чтобы грамматические операции могли быть объединены в сквозном рецептивном грамматическом действии, действии приема и переработки грамматической информации воспринимаемого предложения, они должны получить операционную основу. Операционная основа — грамматический анализ второго вида.

Анализ первого вида хорошо знаком учащимся по школьному курсу родного языка. Он проводится на понятом предложении. Задачей учащихся является определение частей речи, их грамматических форм и членов предложения в опоре на смысл, т. е. усвоение лингвистических понятий. Поскольку основными грамматическими понятиями учащиеся должны были овладеть при обучении родному языку, упражнения в анализе первого вида на уроках иностранного языка лишены смысла.

Анализ второго вида проводится на непонятом предложении и является ключом к его пониманию. Суть анализа состоит в том, что, отправляясь от формально-строевых признаков предложения (первоначально в отвлечении от смысла), читающий делает обоснованное предположение о части речи, функции и форме неизвестных слов. Такое предположение дает ему возможность либо самостоятельно определить значения незнакомых слов, либо правильно выбрать их значения из словаря. Правильность проверяется соотнесением результата с контекстом.

В комплексном анализе второго вида можно выделить две разновидности: анализ системный и анализ линейный. При системном анализе поиск направлен на вычленение главных членов предложения. После отыскания главных членов следует перейти к определению связей внутри группы подлежащего и сказуемого Системный анализ в полном виде выполняется обычно в тренировочных целях. При проведении анализа второго вида можно на первом этапе отвлечься от значений слов (кроме строевых), использовав для анализа структурную модель предложения.

А. Миролюбов

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Как быстро сесть на поперечный шпагат - Фитнес - LEDI-SLIM Чтоб не было синяков, Анастасия советует подкладывать небольшие подушки под колени. Еще одно упражнение, которое рекомендует Завистовская для поперечного шпагата. Коврик укладываем под стену, ложимся на спину, максимально притягиваем таз к стене и разводим ноги врозь.
Только для вас объектив на выгоднейших условиях.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard