Немецкий язык. Основные виды речевых упражнений для обучения говорению.

Младшая и средняя ступень обучения.

  • Ответить на вопросы (кратко, развернуто) с опорой на текст;
  • ответить на вопросы без опоры на прослушанное;
  • поставить вопросы к тексту (к главе);
  • поставить ситуативные вопросы в связи с изученной темой;
  • составить диалог (или драматизировать) монологический текст;
  • составить аналогичный диалог на заданную тему;
  • дополнить или видоизменить диалог; провести направленный диалог;
  • составить цепочку логически связанных предложений (ряды Гуэна);
  • воспроизвести прослушанное (прочитанное) с некоторой модификацией (изменение конца или начала, введение нового действующего лица, видоизменение композиции изложения);
  • составить ситуацию или рассказ (по ключевым словам, по плану; на тему, изложенную кратко на родном языке и т.д.);
  • описать картину или серию картин (карикатуры, немой фильм или диафильм и др.);
  • воспроизвести ситуацию, в которой использованы названные слова (клише и обороты);
  • объяснить на иностранном языке заголовок (реалии);
  • определить и кратко обосновать тему прослушанного рассказа или выступления;
  • выделить в речевом сообщении смысловые части, озаглавить их;
  • пересказать текст близко к оригиналу в сокращенном виде;
  • составить план прослушанного доклада (ситуации, беседы);
  • изложить диалог в монологической форме;
  • провести комбинированный диалог (с репликами и комментариями других студентов);
  • провести вопросо-ответную игру или викторину;
  • составить ситуацию (рассказ) на основе заголовков;
  • придумать заголовок к прослушанному тексту и обосновать его;
  • охарактеризовать действующих лиц (эпоху, язык писателя);
  • провести репортаж (аналогичный радиопостановкам) по содержанию материала для домашнего чтения (участники репортажа либо назначаются заранее, либо выступают без предварительного предупреждения);
  • дать критическую оценку прослушанного или прочитанного;
  • провести беседу или направленную дискуссию (с помощью вопросов, ключевых слов, реплик или подсказок преподавателя и др.).

Старшая ступень обучения.

  • Поставить к прослушанному ряд узловых вопросов. Например:

Warum frdert unser Staat den Sport? (к сообщению по газетным материалам на тему: «Спорт»), составить диалог (без образца и без предварительной подготовки);

  • определить и обосновать тему прослушанного доклада (выступления, радиопередачи);
  • сделать пересказ-реферат (с исключением деталей и описаний второстепенного характера);
  • передать квинтэссенцию речевого сообщения в нескольких фразах или словах (пересказ-резюме);
  • провести беседу о прочитанном тексте (просмотренном фильме, радиопередаче и т.д.) без предварительной подготовки (по плану или без плана);
  • высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме;
  • описать картину (карикатуру), не связанную с изученной темой;
  • развить основную мысль докладчика (или одного из собеседников);
  • дать толкование отдельных разделов книги с точки зрения использования языковых средств (композиции, связи с большим контекстом);
  • составить краткие объявления или тексты телеграмм;
  • провести дискуссию, спор или диспут на свободную тему и др.

Если сравнить речевые упражнения разных ступеней обучения, то можно заметить, что, наряду с общими моментами (новизной информации, необходимой для стимулирования речевой деятельности, направленностью на смысл) они имеют некоторые отличия. Упражнения для старшей ступени связаны с собственным определением содержания высказывания и весьма разнообразными формами протекания сообщения (передача и запрос информации, выражение собственного суждения, аргументированная оценка, комментирование, сопоставление различных факторов и т.д.).

Один и тот же тип и вид упражнения может значительно видоизменяться в зависимости от ступени обучения. Для иллюстрации сошлемся на пересказ текста, который в списках упражнений представлен несколькими видами: пересказ, близкий к тексту сообщения, реферирующий пересказ, комментирующий пересказ. Каждый из них имеет свою специфику и свои трудности.

Н. Гез

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Бокс на крышу 360л Серый "Turino Compact" цена: 47 250 руб. Бокс на крышу автомобиля это очень практичная вещь, когда места в машине недостаточно, чтобы положить все необходимое. Но как выбрать бокс и чем они отличаются между собой.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard