Обучение продуктивной коммуникативной деятельности.

Подстановочные, конструирующие и трансформационные упражнения не всегда могут быть резко разграничены друг от друга, однако в большинстве случаев они вполне специфичны как по структуре, так и по назначению.

Трансмиссивные упражнения различаются не только по реакции, но и по стимулу. Учебные стимулы упражнений не следует отождествлять с коммуникативными стимулами сообщений. В частности, в учебных условиях невозможно воспроизвести такие естественные стимулы, как ход мыслей и эмоциональное состояние трансмиссора. Однако нужно стремиться к тому, чтобы, помимо неизбежно присутствующих искусственных учебных стимулов, в системе упражнений достаточно часто фигурировали и чисто коммуникативные (высказывание собеседника, ситуация).

К числу учебных стимулов Т-упражнений относятся:

а) вербальные на иностранном языке (в виде знаков и высказываний, на которые требуется определенная вербальная реакция обучаемого);

б) вербальные на родном языке;

в) ситуативные;

г) стимулы-задания (на иностранном или родном языке), предписывающие определенную трансмиссивную деятельность обучаемого в отсутствие других стимулов (например, задание темы высказывания).

Возможны смешанные стимулы, например ситуативно-вербальный.

Крайне желательно, чтобы в упражнениях в говорении не только реакция обучаемого, но и вербальный стимул на иностранном языке были устными (звуковыми), ибо только в этом случае упражнение будет приближено к условиям естественной коммуникации. Форма вербального стимула на родном языке обычно не имеет существенного значения, определяя в отдельных случаях лишь темп упражнения (например, устный перевод с родного языка на изучаемый).

Учебные стимулы всех видов отчасти содержатся в учебнике и его звуковой части, отчасти создаются учителем (предварительно или в ходе учебной работы). Наибольшие трудности представляет создание ситуативных стимулов или ситуаций, побуждающих учащихся к определенной трансмиссивной деятельности. Здесь возможны разные приемы, в том числе следующие:

1. Использование естественной ситуации класса для двух целей:

а) привлечение ситуативных и ситуативно-вербальных стимулов, базирующихся на классной комнате и находящихся в ней предметах и лицах, а также их действиях (этот стимул традиционен, но им не следует злоупотреблять, ибо он, как правило, не может заинтересовать учащихся);

б) привлечение ситуации класса (школы) для усиления стимула-задания, предписывающего тематику творческой трансмиссивной деятельности (обычно в форме диалога). Для этого педагог и автор учебника должны знать, о чем фактически беседуют учащиеся в ситуации класса (учебного заведения) народном языке (события в классе, школе, обсуждение того, что было увидено или услышано за пределами школы,— спортивных соревнований, кинофильмов и т. п.).

Может быть, уже излишне напоминать о том, что любая трансмиссивная деятельность учащихся должна быть основательно подготовлена всем ходом учебной работы: весь знаково-модельный материал, необходимый для синтетических упражнений, должен быть отработан заранее, что не исключает «подбрасывания» отдельных знаков учителем в ходе выполнения упражнения.

2. Инсценировка ситуаций в классе. При известном искусстве учителя можно при помощи самого примитивного реквизита, и даже при полном его отсутствии, разыграть в классе практически любую ситуацию — в столовой, в библиотеке, в магазине, в поезде и т. п. — с соответствующим распределением ролей. В отдельных случаях ситуации могут подсказываться прочитанным литературным произведением (рассказом, романом, пьесой). Инсценировки требуют весьма тщательной и всесторонней подготовки от учителя и являются полезным завершающим этапом работы над темой.

Э. Шубин

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Потолочный вентилятор Mini Indus (33011FAR) Доступная стоимость. Потолочный вентилятор купить выгоднее, потому что он обойдется дешевле даже самого бюджетного кондиционера. Чтобы подобрать оптимальный вариант данного оборудования, можете смело обращаться к специалистам нашей компании.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard