Методика обучения иностранным языкам. Обучение устной речи.

Не менее важны факторы отрицательной валентности, которые следует всячески сокращать и ослаблять. В этой связи необходимо остановиться на вопросе о правильности речи, о действиях учителя в случае нарушения учащимися языковых норм. Проблема поведения учителя в тех случаях, когда ученик допускает языковые ошибки в процессе речи, поднималась еще Г. Пальмером, который указывал на то, что, педантично исправляя все ошибки говорящего ученика, учитель добивается лишь того, что ученик перестает говорить. Эта же проблема актуальна и сейчас. Существуют различные подходы к ее решению. Одни методисты полагают, что не следует прерывать говорящего, целесообразно по ходу его речи фиксировать допущенные им ошибки, с тем чтобы потом специально их разобрать. Другие предлагают учителю незаметно, как бы невзначай, повторить словосочетание, в котором была ошибка, с тем чтобы ученик проговорил за учителем правильный вариант. Существуют в практике учителей и определенные приемы сигнализации о допущенной ошибке: флажки, карточки, указание на правильное сочетание, написанное на доске или изображенное на плакате; учащиеся должны самостоятельно исправить ошибку. Многообразие предлагаемых подходов свидетельствует о сложности данной проблемы и ее нерешенности. Очевидно одно, что, исправляя ошибки во время выступления ученика, мы заставляем говорящего перемещать центр внимания со смысловой программы на языковую, чем нарушаем основное требование речевого упражнения.

В связи с этим, видимо, следует признать, что выход в речь возможен лишь тогда, когда языковой материал, необходимый для обеспечения данной ситуации (даже микроситуации, состоящей из 2-4 предложений), доведен до степени автоматизации, т. е. у учащихся сформированы в процессе выполнения речедвигательных упражнений необходимые навыки владения хотя бы минимальным лексическим и грамматическим материалом.

Естественно, что и в этом случае нет гарантии, что учащиеся будут говорить совершенно правильно, однако количество ошибок может быть сведено до такого минимума, когда они не будут иметь практического значения.

Нуждается в обсуждении также вопрос о том, какому виду экспрессивной устной речи следует обучать з массовой общеобразовательной школе: подготовленной или неподготовленной. Под подготовленной речью авторы понимают такие высказывания учащихся (монологические или диалогические по форме), которые предварительно отрабатываются ими, а затем репродуцируются в виде сообщений, докладов, информаций или в, виде разученного диалога. Под неподготовленной речью авторы понимают такие высказывания или беседы, которые формируются и формулируются учащимися как реакция на непосредственно заданную ситуацию. Предполагается, что как языковой материал, так и возможные варианты смыслового содержания — предмет необходимой подготовительной работы, т. е. сформированы навыки владения лексикой, грамматикой и типовыми фразами, необходимыми для формулирования мысли, а также выполнены серии упражнений-ситуаций, которые могли бы обеспечить максимально полное выступление в связи с конечной ситуацией. Таким образом, под неподготовленной речью понимается отсутствие предварительной подготовки во времени, которое могло бы понадобиться учащимся на формирование и формулирование высказывания.

Вопрос же о том, какому из описанных видов экспрессивной устной речи целесообразно обучать в массовой общеобразовательной школе, следует, видимо, решить в пользу неподготовленной устной речи.

М. Вайсбурд

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
По реальным ценам мероприятия по компенсации ущерба водным биоресурсам без дополнительной оплаты.   На нашем сайте тормозной шкив 500 для вас со скидками.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard