Методика обучения иностранным языкам. Монологическая устная речь.

Упражнения для развития умений в монологической речи по теме относятся к мотивационному уровню. Предполагается, что вся работа по развитию речевых навыков, по автоматизированному употреблению языкового материала завершена до того, как учащиеся приступают к упражнениям в самостоятельном выступлении Если учитель предлагает классу упражнения мотивационного уровня по данной теме, он не должен возвращаться к операционному уровню (к упражнениям, направленным на формирование навыков). На мотивационном уровне большие трудности возникают при исправлении ошибок, так как этот процесс приводит к работе на оперативном уровне: говорящий вынужден направлять свои умственные усилия на операции уровня навыков и не может перейти на мотивационный уровень, не может продолжать свое выступление.

Из всех параметров, характеризующих речевые умения, можно выделить несколько особенно важных для развития выступления по теме. Учащиеся должны научиться: мобилизовывать свой жизненный опыт, связанный с темой выступления, или использовать из прочитанного (услышанного) факты, релевантные адекватному раскрытию заданной темы; группировать передаваемые сведения в логические единицы (прозаические строфы) с тем, чтобы каждая из них раскрывала микротему выступления; переносить и интегрировать информацию из прочитанного текста в выступлении по субъективной теме; выражать свое личное отношение к высказываемому, свою оценку явлений, свои личные предпочтения.

Все эти педагогические и психолингвистические задачи должны получить методическую интерпретацию, свою реализацию в методической системе обучения, что составляет отдельную, еще не решенную методическую проблему.

Работа по составлению серии учебников и опытное обучение по этим учебникам позволяют сделать некоторые принципиальные методические выводы.

1. Процесс развития умений в монологическом выступлении происходит как серия уровней, а не по восходящей линии. Внутри каждого этапа накапливается языковой материал, который дает возможность совершить сдвиг в новое, более высокое качество.

2. Каждый последующий этап развития определяет не количество накопленного языкового материала, а мотивационно-мыслительное содержание выступления, разнообразие и богатство высказываемых мыслей, возможность черпать информацию для выступления из различных источников.

3. Поступательное движение по этапам можно представить от изложения информации субъективного содержания к информации объективного содержания и далее от информации объективного содержания к информации субъективного содержания высшего порядка. Последнее определяется отношением говорящего к излагаемой информации, его критической оценкой явлений и происшествий, его увлечениями и интересами.

Умения в самостоятельном выступлении необходимо развивать на раннем этапе, как только накопленный языковой запас может служить выражению простых мыслей описательного характера. Из всех умений, необходимых для развития смыслового содержания самостоятельного выступления, на этом этапе выделяются умения мобилизовать личный опыт согласно заданной теме. При этом необходимо, чтобы учащиеся осознали все возможности для выражения мысли по теме, которые дает накопленный языковой запас. Однако имитация не может быть ведущим принципом при обучении выражению своих мыслей, даже при ограниченном языковом запасе. Учащихся уже на начальном этапе надо приучать к самостоятельности в выборе смыслового содержания своих выступлений. Они должны получать лишь указания на направление своей речи, стимул для каждой единицы прозаической строфы должен быть внутренним, а неподаваемым извне, в виде вопроса учителя или реплики собеседника. Конкретные глубинные смысловые вехи помогут формированию внутреннего замысла и такой программы речевой деятельности, которая может быть успешно выполнена в данных условиях. Когда учащиеся приступают к высказываниям по теме, предполагается, что работа по развитию некоторых речевых механизмов использования языкового материала (механизмов выбора, комбинирования, конструирования) уже выполнена. Другие механизмы — механизмы упреждения и дискурсивности развиваются в ходе выполнения речевых упражнений.

Г. Уайзер

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Выездной шиномонтаж в Москве 24часа. S H I N A — H E L P +7(999)-972-44-12 Недорого. Быстрое прибытие. Сезонная замена шин, ремонт порезов и проколов, снятие секреток

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard