Последовательность изучения немецких звуков.

Как показал опыт преподавания, после первичного закрепления звука в слове можно переходить непосредственно к работе над краткими отрезками речи, в которых содержится сначала только одно слово с новым звуком. Этот метод работы над закреплением звука в потоке речи помогает с самого начала правильно сочетать звуки друг с другом, а также работать над интонацией, что облегчает переход к работе над предложением и текстом. Завершающим этапом при изучении определенной группы звуков, образующих стержень данного занятия, должен быть, на наш взгляд, небольшой текст, который необходимо заучить наизусть. Этот текст впоследствии останется в памяти студента в качестве некоего эталона, помогающего самоконтролю.

Определение степени трудности звуков немецкого языка — необходимая предпосылка для составления вводного курса. Однако, по всей вероятности, невозможно установить единый критерий трудности, справедливый на всех этапах обучения. Так, часто вначале удачно воспроизводимый звук немецкого языка с течением времени произносится студентами все хуже и хуже. Причиной этого регресса, по нашему мнению, является интерферирующее влияние родного языка, которое на разных этапах обучения неодинаково. Поэтому нельзя недооценивать системы упражнений, закрепляющей первичные навыки. Эти упражнения не исключаются и в том случае, если усвоение звука было вполне успешным на начальном этапе.

Звуки, чуждые русской артикуляционной базе, с самого начала привлекают к себе наше внимание. Студенты не отождествляют их ни с какими звуками родного языка. Усвоение этих звуков представляет трудности именно на начальном этапе обучения, когда студенты сталкиваются с чуждой им артикуляцией. Сам характер такого звука с его необычной акустической и артикуляционной характеристикой, а также и возможное воспоминание о трудностях, связанных с его удачным воспроизведением на начальном этапе, приводит к тому, что и в дальнейшем его неправильное произнесение вызывает отрицательную реакцию как у аудитории, так и у студента, допустившего ошибку. Хотя степень уподобления таких звуков невелика, все же они нуждаются в постоянных упражнениях, где внимание студентов следует обращать уже не на правильное произнесение изолированной фонемы, а на ее оттенки в потоке речи, ибо в потоке речи вступают в силу уже другие закономерности. Если, например, взять на продвинутом этапе фонему [] в сильной позиции, то мы убедимся в том, что в конце слов она произносится правильно. Однако, после гласных переднего ряда несколько палатализованный оттенок этой фонемы заменяется ее основным оттенком, который встречается после гласных заднего ряда (ср. singen — sangen). Еще более трудными для правильного произнесения являются слова, в которых встречаются одновременно два оттенка [], например Schwingungen, Verengungen.

Несомненно, фонема [], как и другие фонемы этой группы, чуждые артикуляционной базе родного языка, нуждаются в постоянно усложняемых упражнениях, где внимание фиксируется не на качестве изолированной фонемы, как это имело место во время вводного курса, а на различных формах ее реализации в потоке речи. Здесь можно говорить о градации трудности фонемы [] в зависимости от ее положения в слове:

1. [] в конце слов.

а) После гласных заднего ряда — sang, Zeitung

б) После гласных переднего ряда — sing, Liebling

2. [] в середине слов.

а) После гласных заднего ряда — sangen, Zeitungen

б) После гласных переднего ряда — singen, Lieblinge

3. Двукратное повторение [] в одном слове.

а) два [] после гласных заднего ряда — Lungenentztindungen

б) два [] после гласных переднего ряда — Eindringlinge

в) одно [] после гласного переднего ряда, одно [] после гласного заднего ряда — Schwingungen

Т. Вербицкая

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Режиссёр «Тебя здесь никогда не было» снимет экранизацию Стивена Кинга Экранизация романа Стивена Кинга «Девочка, которая любила Тома Гордона» обрела постановщика — им стала Линн Рэмси («Тебя здесь никогда не было»). За сценарий адаптации отвечает соавтор сериала theatretabard.com/category/komiksy/ Netflix «Мне это не нравится» Кристи Холл вместе с той же Рэмси. Сюжет оригинала рассказывает о девятилетней девочке, которая после прогулки с матерью потерялась в лесу.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard