Немецкий язык. Психо-физиологические особенности аудирования.

Устная форма общения включает в себя аудирование (импрессивная речь) и говорение (экспрессивная речь). С психологической точки зрения, эти акты связаны с разной степенью участия тех или иных мыслительных процессов и памяти.

Понимание устной речи на слух является сложной мыслительно-мнемической деятельностью, осуществляющейся в результате выполнения целого ряда умственных операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. Наличие и развернутость этих логических операций зависит от типа понимания: опосредованного (дискурсивного) или непосредственного. Для последнего характерна, в частности, свернутость и сокращенность мыслительных операций, осуществляемых во внутренней речи. Значение внутренней речи для понимания очень велико. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением артикуляционных помех) она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать, способствуя «переработке принимаемой речевой информации».

Аудирование устной речи связано не только с процессами мышления, но и памяти, которая призвана сохранять и удерживать поступающую информацию. При этом долговременная память должна хранить слухо-артикуляционные образы слов и словосочетаний, правил и схем их соединения.

Благодаря этому происходит понимание фразовой структуры и коммуникативного типа предложения.

Для того чтобы речевое сообщение было правильно понято, слушающий должен удерживать слова и фразы, переводить последовательный ряд поступающих сигналов в одновременный. Эту функцию выполняет оперативная память.

По составу анализаторов, участвующих в аудировании, оно является результатом «замыкания временных связей между рече-слуховым и рече-двигательными анализаторами». Воспринимая звуки, слушающий преобразует их с помощью моторного (рече-двигательного) анализатора в артикуляционные образы. Между слуховым и рече-двигательным анализатором устанавливается, таким образом, прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то при аудировании он не является непременным элементом, хотя наличие зрительной опоры значительно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Это объясняется тем, что оптические сигналы (органы речи, жесты, мимика) подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи.

На начальной ступени обучения моторная (рече-двигательная) деятельность протекает особенно интенсивно и ее можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутой ступени наблюдается свертывание моторной деятельности, ее редукция, что объясняется прочным объединением рече-двигательного, слухового и зрительного компонентов в единую систему временных нервных связей, функционирующих при минимальном напряжении мышц речевого аппарата. Это, в свою очередь, влияет на скорость восприятия и понимания речи.

Однако и на продвинутой ступени обучения (экспериментальным путем) легко фиксируется скрытое проговаривание при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания.

Н. Гез

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
По хорошей цене трезвый водитель дешево для всех клиентов.   По привлекательной цене реальная мистика для ваших нужд.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard